В этой статье мы будем беседовать про “дворовое” направление популярной музыки, которое носит название “Русский шансон“.
Основоположниками жанра по праву можно считать Владимира Семеновича Высоцкого, чья не настроенная гитара и хриплый голос настоящего мужика за одну композицию передавал чью- то судьбу в печальной миниатюре.
Аркадий Северный и Юрий Визбор, который скорее принадлежит к бардовской песне, смогли запечатлеть в памяти граждан суровые будни простого человека и некоторую долю романтики, которая пронизана творчеством последнего исполнителя.
Дворовая песня или блатняк со временем трансформировался в городской романс под солидные и дорогие инструменты зачастую безголосых и хриплых солистов.
Исполнитель жанра Русский шансон- это босяцкий образ дворового парня, который выпил, украл и отсидел. В последнее время в жанре Русский шансон прослеживается любовная лирика с тонким намеком на тяжкую долю.
Многие представители современного жанра отождествляют свои песни с этакой повестью о “настоящем человеке”, который девок не бил, много не пил, а украл, чтобы не подохнуть с голоду. Такие оправдательные нотки преступному и уголовному миру послужили неплохому накоплению огромной аудитории поклонников.
Жанр Русский шансон отличается тем, что под его эгидой может “скулить” любая бездарность. Я искренне извиняюсь перед теми, кто с этим категорически не согласен.
Согласно моим наблюдениям, для того, чтобы исполнять дворовые песни, голос- то в принципе и не нужен. Самое главное- это разжалобить тех, кто очень остро реагирует на несчастные лица. Я могу привести множество примеров, подтверждающих то, что большинство солистов раскрученного жанра поют о тюрьме, скудной пайке и подлых ментах.
Чтобы выделить тех, кто по праву является лучшим исполнителем жанра Русский шансон, следует в первую очередь определиться с тем, что под этим следует понимать. Лучший исполнитель для дворового жанра- это музыкант и солист, который отличается этакой жизненной мудростью, царящей в неласковых строчках.
Если Вы хотите узнать мое мнение, то к лучшим исполнителям жанра я бы смело отнес Ивана Кучина, образ и песни которого невозможно перепутать с кем- то другим. Его голос “одинокого волка” передает печаль лагерной лирики, вечной любви заключенного к родной матери и кабацкий оттенок, за котором также скрывается элемент любовного пафоса.
Мудрость таланта этого исполнителя никого не оставит равнодушным. Лучший исполнитель должен быть народным. Иван Кучин никогда не участвовал в светских тусовках, по принципиальным соображениям не выступая в Москве.
Невозможно не заметить поистине уникального исполнителя, также основоположника жанра Русский шансон- Михаила Гулько. Его песни- это целая эпоха, в которой найдется место как лагерной лирике, так и патриотическим песням про матушку- Русь. Михаила Гулько можно назвать одним из самых лучших исполнителей советского времени.
Если принять во внимание современных и молодых исполнителей, отличающихся не только умением бренчать под гитару, но и превосходным голосом и так называемой “блатной интеллигенцией”, то здесь нет равных автору и исполнителю Сергею Любавину, который предпочитает отражать в своем творчестве незыблемую есенинскую тему.
Сергей Любавин охватил в своих песнях не только жизнь за решеткой, но и многоплановый аспект, связанный с любовной тематикой нелегкой судьбы человека. Он посвятил часть своего творчества женской аудитории, тем самых расширив круг своих поклонников. Кабацкая лирика с намеком на одиночество у него неплохо получилась. Ну и, конечно, военная тема “дерзкого волчонка”.
Возвращаясь вновь к основоположникам жанра, грех не вспомнить Вилли Токарева, который отразил в своих песнях так называемый “блатной юмор” и высмеивание “рыбака да рыбку”. Кто знаком с его творчеством, меня хорошо понимает. Безусловно самые старые песни можно считать особо удачными, которые исполнялись в тогдашнее время на катушечных магнитофонах с едва слышимым звуком. Вилли Токарев и Любовь Успенская- это самые лучшие исполнители жанра, отнесенные к русской эмиграции прошлого столетия.
Многие негодуют и возмущаются, что я ни слова не сказал про Александра Розенбаума, Михаила Шуфутинского и Александра Новикова. Эта “святая троица” настоящих профессионалов, которые выпустили великое множество “дворовых альбомов”.
Говоря по правде, Александр Розенбаум в моем скромном понимании лучше бы смотрелся в роли автора, который пишет неплохие композиции и сочиняет берущие за душу строчки. “Американский атаман” Миша Шуфутинский отразил в своих песнях даже ту тематику, которая не попадает под рассматриваемый нами жанр, по этой причине только его первые альбомы можно целиком и полностью приравнивать к Русскому шансону. Более современные композиции- это те, с которыми он представлял заключительную песню года рядом с Аллой Борисовной.
По моему мнению, лучшими исполнителями жанра русский шансон, могут без зазрения совести считаться безвременно ушедший Михаил Круг и всем известная группа Михаила Танича с многозначительным названием “Лесоповал”.
Михаила Круга, как и Ивана Кучина невозможно с кем- либо перепутать, ибо тембр голоса у Михаила поистине уникальный, правда в его песнях присутствует львиная доля блатного жаргона, посему приходится некоторые фразы искать с помощью специального толкователя.
О группе “Лесоповал” много писать не берусь. Она полностью отвечает всем требованиям сурового жанра.
На этом я решил закончить статью.
Выше я перечислил самых лучших исполнителей жанра, руководствуясь собственным к нему отношением. На самом же деле, в последнее время Русский шансон все больше стал походить на скопище бездарей, которые не нашли свою нишу в других областях беспощадного шоу- бизнеса.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.